Основные факторы жетского насилия
Почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет (примерно 300 миллионов детей) регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей и воспитателей.
По имеющимся данным, каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина пережили сексуальное насилие в детстве (в возрасте 0–17 лет).
Жестокое обращение с детьми чревато пожизненными нарушениями их физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной сферах могут в конечном счете тормозить социально-экономическое развитие страны.
Жестокое обращение с детьми нередко является скрытым явлением. Лишь небольшая доля детей, пострадавших от жестокого обращения, получают поддержку со стороны медицинских специалистов.
Пострадавший от ненадлежащего обращения ребенок более склонен к жестокости по отношению к другим во взрослой жизни, в результате чего привычка к насилию передается от одного поколения другому. В связи с этим важнейшей задачей является прекращение порочного круга насилия, что позволит добиться позитивных изменений в жизни сразу нескольких поколений.
Жестокое обращение с детьми можно заблаговременно предотвращать согласованными усилиями целого ряда секторов.
Эффективные меры профилактики жестокого обращения включают оказание поддержки родителям и формирование у них позитивных навыков воспитания детей, а также совершенствование законодательства с введением запрета на применение насильственных форм наказания.
Оказание комплексной помощи детям и семьям может способствовать снижению риска рецидивирующих форм жестокого обращения и сведению к минимуму его последствий.
Под
жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет. Оно охватывает все виды физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание, развитию или достоинству.
Масштабы проблемы
Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой, порождающей серьезные последствия на всех этапах жизни людей. В последнее время по данной проблеме были проведены обследования в нескольких странах с низким и средним уровнем дохода, однако по целому ряду стран данные до сих пор отсутствуют.
Жестокое обращение с детьми представляет собой комплексную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемой методологии исследований. Точность оценок зависит от:
применяемых определений понятия «жестокое обращение с детьми»;
принятой типологии изучаемых форм жестокого обращения с детьми;
статистического охвата и качества официальных статистических данных;
охвата и качества обследований, предусматривающих сбор информации со слов самих жертв, родителей или воспитателей.
Вместе с тем данные международных исследований свидетельствуют о том, что почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей или воспитателей, а каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина перенесли сексуальное насилие в детском возрасте.
Ежегодная численность насильственных смертей среди детей в возрасте до 18 лет оценивается на уровне 40 150 случаев, многие из которых с большой вероятностью обусловлены жестоким обращением с детьми. Этот показатель, скорее всего, является заниженным и не отражает истинных масштабов проблемы, поскольку очень часто в качестве причины смерти ребенка, произошедшей в результате жестокого обращения, некорректно указываются падение, ожог, утопление или другие факторы.
В условиях вооруженных конфликтов и перемещений беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны представителей воюющих сторон, сил безопасности, местных жителей, гуманитарных работников и других лиц.
Последствия жестокого обращения
Жестокое обращение зачастую имеет тяжелые кратко- и долгосрочные последствия для физического, сексуального и психического здоровья детей. К ним относятся телесные повреждения, включая травмы головы и серьезные инвалидизирующие последствия, особенно для детей младшего возраста, посттравматический стресс, тревожные расстройства, депрессия и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекция. Дополнительные проблемы со здоровьем, в частности гинекологические расстройства и нежелательная беременность, могут возникать у девочек подросткового возраста. Жестокое обращение с детьми может пагубно сказываться на когнитивных функциях и успеваемости и нередко приводит к злоупотреблению алкоголем, употреблению психоактивных веществ и курению – ведущим факторам риска неинфекционных заболеваний (НИЗ), в частности сердечно-сосудистых и онкологических.
Жестокое обращение вызывает стресс, который в раннем возрасте способствует нарушению развития головного мозга. Экстремальный стресс может пагубно влиять на становление нервной и иммунной систем. В результате в зрелом возрасте людям, которые перенесли жестокое обращение в детстве, угрожает повышенный риск поведенческих проблем, а также физических и психических последствий, таких как:
склонность к насильственному поведению или подверженность насилию;
депрессия;
курение;
ожирение;
рискованное сексуальное поведение;
незапланированная беременность;
злоупотребление алкоголем и зависимость от психоактивных веществ.
Насилие в отношении детей также усиливает проявления неравенства в сфере образования. У детей, перенесших насилие, на 13% выше вероятность не закончить школу.
Помимо последствий для здоровья и общества, жестокое обращение с детьми негативно влияет на экономику, в том числе повышая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, социальную защиту детей, а также расходы, связанные с долгосрочными проблемами здоровья.
Факторы риска
Установлено, что жестокому обращению с детьми способствует несколько факторов риска. Не все они характерны для любой социально-культурной среды, и приведенные ниже факторы дают лишь общее представление о причинах жестокого обращения с детьми.
Ребенок
Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения:
возраст ребенка: до четырех лет или подростковый возраст;
рождение ребенка вопреки желанию родителей или неоправдание их ожиданий от ребенка;
наличие особых потребностей, внешних физических отклонений, постоянный плач;
наличие интеллектуальных или неврологических нарушений;
гомосексуальная, бисексуальная или трансгендерная принадлежность с точки зрения самого ребенка или по мнению окружающих.
Родители или воспитатели
К числу индивидуальных факторов, повышающих риск жестокого обращения с ребенком со стороны родителя и воспитателя, относятся:
дефицит эмоциональной близости с новорожденным;
отсутствие привычки заботиться о ребенке;
опыт перенесенного жестокого обращения в детстве;
незнание особенностей развития ребенка или завышенные ожидания;
злоупотребление алкоголем или употребление психоактивных веществ, в том числе во время беременности;
низкая самооценка;
неконтролируемое импульсивное поведение;
наличие психических или неврологических нарушений;
противоправное поведение;
финансовые трудности.
Взаимоотношения
К факторам, повышающим риск жестокого обращения с детьми вследствие динамики взаимоотношений в семье либо между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками, относятся:
разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
социальная изоляция или отсутствие круга поддержки;
отсутствие помощи в воспитании ребенка со стороны родственников.
Факторы непосредственного социального окружения и общественные факторы
Повышению риска жестокого обращения с детьми могут способствовать характеристики ближайшего социального окружения и общества в целом, в частности:
гендерное и социальное неравенство;
отсутствие подходящего жилья или услуг по поддержке семей и соответствующих общественных институтов;
высокий уровень безработицы и нищеты;
доступность алкоголя и наркотиков;
неэффективность стратегий и программ по предупреждению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
социальные и культурные нормы, оправдывающие и поощряющие насилие в отношении других людей, одобряющие применение телесных наказаний, жестко закрепляющие гендерные роли или умаляющие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, приводящие к снижению уровня жизни или социально-экономическому неравенству или нестабильности.
Профилактика
Для профилактики и пресечения жестокого обращения с детьми требуется многосекторальный подход.
Чем быстрее принимаются профилактические меры после рождения ребенка, тем большую пользу они приносят самому ребенку (в частности, с точки зрения когнитивного развития, формирования поведенческих и социальных навыков, образовательных достижений), а также обществу (снижение антиобщественных тенденций и преступности).
Эффективные и практически реализуемые меры профилактики включают:
оказание поддержки родителям и воспитателям. Проведение медсестрами, социальными работниками или специально подготовленными работниками из числа неспециалистов информационных и практических занятий на дому или в местных учреждениях, направленных на развитие навыков заботливого и ненасильственного родительского поведения;
- меры в области образования и обучения жизненным навыкам:
-
- повышение охвата детского населения качественными образовательными услугами, которые позволяют детям приобретать знания, умения и навыки, повышающие их психоэмоциональную устойчивость и снижающие риск насилия;
- программы профилактики сексуального насилия, направленные на формирование у детей и подростков знаний и навыков, позволяющих руководствоваться принципом сексуального согласия, не становиться жертвами или виновниками сексуального насилия и эксплуатации и своевременно обращаться за помощью и поддержкой;
- меры по созданию позитивной и ненасильственной обстановки в учебных заведениях и укреплению взаимоотношений между учащимися, преподавателями и административным персоналом;
- меры по формированию норм и ценностей. Программы, направленные на преобразование ограничительных и пагубных гендерных и социальных норм в отношении воспитания детей, методов дисциплинарного воздействия на ребенка и гендерного равенства и повышение роли отцов в воспитании детей;
- принятие и контроль за соблюдением законодательства. Законодательные нормы, запрещающие насильственные формы наказания и защищающие детей от сексуального насилия и эксплуатации;
- службы реагирования и поддержки. Своевременное выявление фактов жестокого обращения в сочетании с непрерывным оказанием поддержки пострадавшим от насилия детям и членам их семей для предупреждения рецидивирующего жестокого обращения и его последствий.
Для достижения максимальной эффективности профилактически-реабилитационных мер ВОЗ рекомендует структурам общественного здравоохранения применять четырехэтапный алгоритм действий:
- определение проблемы;
- определение причин и факторов риска;
- разработка и апробация мер, направленных на минимизацию факторов риска;
- распространение информации об эффективности мер и внедрение доказавших свою эффективность мер в массовую практику.
Телефоны доверия